ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 

Программы мероприятия

 
Программа по правовому воспитанию "Гражданин России: права и обязанности"
 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ПОС. ПАЛАТКА»

Программа по правовому воспитанию "Гражданин России: права и обязанности"

Составитель главный библиограф МБУК « ЦБ пос. Палатка» Романенко С.А.
2016 год

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи программы:

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Методы достижения поставленных целей и задач:

1. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

2. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:

1. Ученик как личность - в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.

2. Честь и Достоинство - как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.

3. Личное и Общественное благо -как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.

4. Созидание - как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся на гражданско-правовой грамоте, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

5. Свобода и Ответственность, право выбора - как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в школе демократического уклада жизни.

6. Развитие - как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующее развитию творческой индивидуальности школьника.


Содержание программы:


                                        Раздел                   Тема
         Правила общения 
(Научить учащихся осознавать преступные цели асоциальных объединений; предотвращать свое попадание в преступную группу)
·        Беседа «Правила личной безопасности»
·        Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» ·        Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»     
  Декларация прав    человека 
(
Ознакомить с основными  положениями Декларации прав человека. Рассказать историю её создания. Рассказать об основных правах человека.)
·        Беседа «Твои права и обязанности»
·        Деловая игра «Главные вопросы»
·        Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
         Я - гражданин 
( Знакомство с Конституцией России, с правами и обязанностями гражданина. Рассказать о значении государственной символики)
·        Беседа «Я – гражданин России»
·        Беседа «Символика Государства»
·        КВН “Что мы знаем о Конституции”
·        Интеллектуальная игра «Я- избиратель»
·        Дискуссия «Твоя воинская обязанность»
·        Эссе «Мой жизненный выбор. Активная жизненная позиция»   
     Административная и уголовная  ответственность
(Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновениимеру наказания за преступления)
·        Беседа «Преступления и правонарушения»  
·        Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» 
·        Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?) ·        Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»
·        Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»
   Асоциальное поведение 
(
Религиозная терпимость. Способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков)
 ·        Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»
·        Круглый стол «Терпимость. Сходства и различия»      
 

Список литературы:

• Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации.-М.: Юрайт- Издат,2003.-48с.
• Четвертин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории права и государства.-М.:Дело,1997.-120с.
• Исаев И.А. История государства и права России:учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ,2006.-797с.
• Россинский Б.В. Административное право:учебник /Б.В.Россинский, Ю.Н. Старилов.-4-е изд., пересмотр. и доп.- М.: Норма, 2009.-928с.
• Дик Н.Ф. Тематические классные часы «Человек и закон» в 9-11 классах.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-285с.
 


 
Продлить абонемент
 
Уважаемые читатели! Через наш сайт вы можете продлить срок пользования книгами
 
Независимая оценка качества предоставления услуг
 
 
Центр правовой информации
 
В Центре правовой информации вы можете дистанционно получить бесплатную правовую помощь в подборке нужных Вам законодательно-правовых документов, федерального и регионального законодательства.