Главная > Программы мероприятия > «Вырастай–ка» (программа для детей старшего дошкольного возраста)

«Вырастай–ка» (программа для детей старшего дошкольного возраста)


 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ПОС. ПАЛАТКА»

«ВЫРАСТАЙ–КА» (ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Составитель: И.В. Скудина - ведущий
библиотекарь

2016 г.

Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно не сущий свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Ф. Бэкон
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
Нужно, чтобы хорошая книга встретила читателя, умеющего вдуматься в содержание, глубоко понять мысли автора. «Литературе так же нужны талантливые читатели, - подчёркивал С.Я. Маршак, - как талантливые писатели. Именно на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова».

Дети чутко воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями произведений у них острее, чем у взрослых. Ребята иногда пишут письма полюбившимся героям в твёрдой уверенности, что это живые, действительно существующие люди. Персонажи книг нередко владеют их помыслами и служат образцом поведения.

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», - писал автор книги «Поверь в своё дитя» Сесиль Лупан. Но как этого добиться?

Наша программа делится на два раздела:
Писатели - детям.
Мир вокруг нас.

Наша программа призвана приобщить детей к работе с книгой научить понимать суть прочитанного и сопереживать героям. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям. Чтение формирует не только детское мировоззрение, Но и нравственное воспитание. Все знают, что даже в самой короткой сказке или стихотворении заключается определенная мораль. Так же мы знакомим детей с малыми формами фольклора (потешками, песенками, загадками, пословицами и поговорками), народной сказкой. Таким образом, мы знакомим детей с историей и культурными традициями народа, помогаем осмыслить и понять язык, ушедший из нашего обихода.
Во втором цикле «Мир вокруг нас» мы знакомим детей с окружающим нас миром. Ведь ребенок в свои шесть - семь лет способен в красках и звуках увидеть, услышать и впитать красоту живой природы. Ему в равной степени бывает интересно и то, как жил на Земле древний человек, какой мир его окружал, и то, как фантастически прекрасен подводный мир. А сколько тайн спрятано в лесу под каждым листочком! Ребенок смотрит на мир природы как на продолжение сказки. Он учится различать добро и зло, которые несут с собой в этот мир человек, учится любить тех, кто живет рядом. Детский восторг и восхищение перед чудесами природы подсказали нам темы этого цикла.

Формы работы, которые могут использоваться на занятиях по программе .

1. Беседы. Цель их в диалоге с ребенком донести до каждого основную мысль занятия, побуждать детей рассказать о чём-либо, поделиться прочитанным, увиденным. Это не беседы-монологи библиотекаря, а, прежде всего, беседы-диалоги, в которых всем интересно участвовать.
2. Чтения (громкие чтения). Выбор этой формы обусловлен тем, что маленькие дети не могут, в силу многих причин, с первого раза прочитать литературное произведение так, чтобы оно им понравилось, заинтересовало их. Наша же задача с первого прочтения сделать так, чтобы произведение литературы понравилось юным читателям, захватило бы их, поэтому, по мнению автора, первый раз стоит прочитать произведение вслух самому библиотекарю, или же, если оно задано на дом, чтобы его прочитали родители детям (элемент семейного чтения). Дети начальной ступени обучения очень хорошо воспринимают текст на слух и с удовольствием послушают выразительное чтение библиотекаря, кроме этого, можно использовать аудиозаписи. Только после этого дети могут сами насладиться языком текста, героями, событиями, отвечать на вопросы, поучаствовать в творческих заданиях. Сочетание живого голоса, книги и общения и создаёт необходимую ауру тепла и общности.
3. Обсуждения, дискуссии. Без обсуждения книги не может быть выработана правильная позиция по отношению к ней, невозможно принять правильно то, что хотел сказать автор. Обсуждая книгу, мы определяем отношение автора к написанному им произведению, соглашаемся с автором или нет, тем самым вырабатываем свои нравственные представления о добре и зле, свою жизненную позицию.
4. Просмотр видеофильмов по той или иной сказке, рассказу, книге-повести с тем, чтобы увидеть разницу между собственным восприятием книги и другого человека (режиссера), а также с целью ознакомления с лучшими экранизациями художественных произведений (сказок, сказов, стихов, рассказов).
5. Собственное рисование, создание своей иллюстрированной книги. Можно использовать комплексно с другими формами работы с целью более углублённого изучения произведения, темы.
6. Литературные игры. В эту форму входят: викторины, игра «Книжки собирают друзей», «Литературная гостиная», игры по аналогии с передачами: Что? Где? Когда?, Звёздный дождь? и другие.
7. Игры в стихи и рифмы. Такие игры как : Доскажи словечко?, Читаем вместе?, спектакль одного стихотворения, поэтические минутки, игровые разминки, игры-диалоги, Продолжи строчку?, Что читаем ?, Чем играем ?, Узнай героя по описанию ?, Закончи фразу?, конкурсы чтецов и другие творческие формы работы учат общению, способствуют развитию речи, более углублённому изучению содержания произведений литературы. М.Яснов сказал: Игра в стихи - занятие весёлое и очень полезное.
8. Театрализация. Дети охотно откликаются на этот вид деятельности. Это помогает им перенести события, характер героя, его жизнь на какое-то мгновение на себя, более детально узнать тот или иной персонаж. Ребёнку это интересно, его увлекают такие постановки. Совсем необязательно, чтобы они были досконально отрепетированы, скорее, они должны быть спонтанными.
В процессе чтения дети превращаются в актёров, в писателей, в художников, в поэтов. Что хорошо на данных занятиях у детей есть возможность творчества и возможность без страха ошибиться. Библиотекарь не выступает как строгий судья, он лишь направляет читателя, помогает ему, а при положительном результате радуется вместе с ним, ведь каждый ребёнок, так же как и взрослый в своём творчестве, показывает свой мир, свои ощущения и переживания.
В реализации данной программы должны быть одинаково заинтересованы библиотекарь и воспитатели. Библиотекарь выступает в роли ведущего занятий, осуществляет диалог с ребятами, организует и прогнозирует их читательскую деятельность .
Воспитатели обеспечивают выполнения домашнего задания, формируют психологическую готовность к библиотечным занятиям у детей. Только таким образом, совместные усилия принесут ощутимый результат, мы надеемся, что так и будет.

ЦЕЛЬ: стимулирование у детей интереса к окружающему миру; приобщение детей к национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги, как источнику интеллектуального и творческого развития.

ЗАДАЧИ: - Воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
- Воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений фольклора, стихов, литературных сказок;
- Воспитание культуры чтения: развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге; формирование у детей представлений о жанрах художественной литературы;
- Развитие фантазии, речи;
- Обогащать эмоциональный опыт ребёнка. Его реальные представления об окружающем мире и природе
ЧАСТЬ 1. Писатели – детям.

1. «В стародавние времена» - Игра (Братья Гримм)
2. «Встречи с котом учёным» - Литературный праздник по сказкам А.С. Пушкина
3. « Как у наших у ворот чудо - дерево растёт» - Викторина (К. Чуковский)
4. «Сундук с загадками»- Познавательная викторина (Г.Х. Андерсена)
5. « Человек, рассеянный с улицы Бассейной»- Игровая программа по творчеству С.Я. Маршака
6. « Ребята с нашего двора» - Чтение вслух рассказов Н. Носова
7. «О пользе советов»- Знакомство с творчеством Г. Остера
8. «Начинает сказка сказываться» - Беседа о творчестве П.П. Ершова
9. «Денискины рассказы» - Путешествие по рассказам В. Драгунского
10. «Птичьи вопросы»- Игровая программа (В. Бианки)


ЧАСТЬ 2. Мир вокруг нас.

1. «Волшебное застолье»- Вкусная экскурсия по сказкам
2. «Как на масленой недели…»- Час фольклора
3. «Один день из армейской жизни»- Познавательно-развлекательный праздник
4. « Приглашает космодром»- Игровая программа
5. «Мама милая моя»- Литературный праздник
6. «Ежели, вы вежливы»- Урок этикета
7. « Щедрые дары» – Игра
8. «Похождения кота в сапогах» - Сказочное путешествие с элементами обзора книг
9. « Куклы, мишки, зайки» – Час полезной информации
10. «Снегурки зимняя родня » - Путешествие по сказкам с играми и загадками
Вернуться назад